Из письма благотворителю, февраль 2018 г.
Три показа в Барнауле (два в культурном центре при храме в сам день Новомучеников, и назавтра — в семинарии) у нас были в общем неплохими, но технически подкачали (в частности, не было достаточного затемнения помещений и некоторые совершенно замечательные кадры просто терялись), и аудитория не вполне подготовленная и нацеленная. Это и мне, и отцу Игорю (который потомок и участник наших экспедиция — он в тизере фильма, если вспомните) мешало полноценно воспринимать фильм, мы все время думали, как он будет воспринят зрителями, устанут ли они и т.п. Не вполне подготовленной и нацеленной аудиторией были даже потомки рода (более 20, из Барнаула и Новосибирска), они лишь недавно узнали многое о роде, а некоторые еще не приспособились к знанию о том, что они — потомки мучеников Церкви, священников.
Тут "отступление". 92-летний Алексей Дмитриевич Фавстрицкий, внук расстрелянного в 1919 году отца Петра и сын отттрубившего срок на Беломорканале и ставшего инвалидом священника Дмитрия Фавстрицкого, фронтовик и до мозга костей советский человек, всё пытался "встроить" эту реальность в свою жизнь, приспособить: "Про что фильм? Про Церковь? Церковь... это ведь культура да? Фильм про культуру?") — был бодр; глухой, он наверняка ничего через свой слуховой аппарат не слышал, но он видел фильм, и что-то он УВИДЕЛ. Замкнутый и закрытый, как многие Фавстрицкие, он не поделился впечатлениями. его проводили, подвезли на церковной машине в его одинокую квартирку, где мы были накануне у него в гостях, чтобы пригласить его на просмотр.
А спустя несколько дней он умер. В ночь на Родительскую субботу, судя по всему. Меня поразило, что Господь дал ему дожить до этого фильма, увидеть его, потом как-то четыре-пять дней, совершенно одиноко, переваривать то, что он увидел (а что — мы никогда не узнаем), и забрал наконец его быстрой смертью в день поминовения усопших ... И тут ни о чем судить невозможно, но хотя бы в этой одной судьбе всё это было неслучайно и как-то, думаю, нужно.
Сейчас-то, я уверена, он уже свиделся и с отцом, и с дедом, и со святой прабабкой...
А в маленьком Рубцовске был один показ, но в кинозале нормальном, и зрителей было больше, чем совокупно на всех трех просмотрах в Барнауле, и аудитория была — подготовленная, круче, чем семинаристы или молодежное объединение Барнаула. Нет, люди не шибко воцерковленные в массе, и не близко знакомые с темой новомучеников, но они — ждали. Работники культуры районного пошиба, которых епископ только что свозил на Рождественские чтения, чтобы посмотрели на Патриарха и перестали бояться Церкви; библиотекари и энтузиасты чтения, бывшие накануне на моем авторском вечере в библиотеке; учительница со своим 9-м или 10-м классом; прихожане храма, увидевшие объявление на дверях... но КАК они смотрели! И потом, после слов епископа, отца Игоря, моих — прозвучало здравое: что впечатление слишком сильно и сейчас, сразу лучше помолчать. Нам обещаны эссе школьников по впечатлениям. Обычная светская провинциальная школа, не православная гимназия, — но тишина после того, как зажегся свет, и когда о. Игорь в своём слове сказал, как мы можем и должны молиться к священномученикам, о которых мы точно не знаем, кто из них свят — "Священномученики Фавстрицкие, молите Бога о нас!" — и широким крестом перекрестился, — то, подняв глаза, обомлел: все школьники как один таким же широким крестом перекрестились! (А уж отец Игорь катехизатор и миссионер с колоссальным опытом, он чего только не навидался! — такого не видел)...