Виктор Николаевич Тростников,
14.09.1928 - 29.09.2017
В своих книгах, беседах, статьях и выступлениях Виктор Тростников именно мыслит, и мыслит с позиций православной веры: о мироздании, о философии, об истории нашего Отечества и цивилизаций нашей планеты, об актуальных проблемах современности. Более того, он вовлекает в захватывающий процесс мысли своих читателей и собеседников, и многие, вдохновившись на этом пиршестве ума и чувства, живут дальше по-иному, по-новому.

Еще в ту пору, когда религиозная мысль была вне закона, его первая философская книга «Мысли перед рассветом» (1979) находила читателей через «тамиздат» и «самиздат» и во многих совершала переворот от навязанного с детства атеистического шаблона к поискам веры. Через десять лет, в перестроечное время, уже действительно широкий круг людей смог прочитать публикацию Виктора Тростникова в декабрьском номере «Нового мира» за 1989 год — «Научно ли “научное мировоззрение”?».
  • Сергий,
    Митрополит Самарский и Тольяттинский
    Он был не только верным сыном Церкви Православной, но и Ее воином, который мечом духовным — своим словом, пропитанным святоотеческим духом,— ратовал за Святую Русь, за великую Россию, за ее славное будущее со Христом.
  • Евгений Никифоров,
    председатель Православного братства «Радонеж», директор радио «Радонеж».
    Он не был философом, не был богословом, хотя охотно высказывался по всем вопросам жизни. Он был мудрецом. Он был умнейшим и сердечным русским человеком, для которого лучшим другом была Истина. И ей он не изменял.
  • Вениамин,
    Епископ Рыбинский и Даниловский
    Он всего себя отдавал людям. Пытался донести до них свой богатый опыт ученого и глубоко верующего христианина.
  • Константин Ковалев-Случевский,
    писатель
    Виктор Николаевич — человек нашего времени и вместе с тем он жил вне времени. Потому что никогда не жил по законам мира сего. Он был сам по себе, чрезвычайно свободен духом. 
    Это человек странного жанра: яркий самобытный писатель и вдумчивый философ, богослов и математик, ученый и то же время какой-то романтик.
  • Константин Камышанов,
    священник, писатель, архитектор. Рязань
    Он украшение русского народа. С ним мы мечтали о Рае, смеялись, пели, молились и смотрели смерти в глаза. Тростников служил многим как катализатор духовного роста. Рядом с ним люди росли быстрее как христиане и успевали сделать до смерти больше, чем им было отведено течением обычной жизни. В том, что я стал священником и научился писать — его огромная заслуга.
  • Игумения Евстолия,
    настоятельница Переславского Никольского монастыря
    Это Человек с большой буквы, который прошел значительный путь осмысления происходящего в нашей стране и оставил нам указатели на пути возвращения народа к Богу.
Биография: начало
Виктор Тростников родился в Москве 14 сентября 1928 года. Окончил физико-технический факультет МГУ, считая своим призванием математику.
С начала 1960-х годов Виктор Николаевич выступает как автор и составитель научно-популярных книг и брошюр по физике, истории математики, математической логике, информатике и кибернетике, астрономии. Его научные интересы с самого начала были очень широкими: он горячо увлекался историей, палеоархеологией, психологией и другими, казалось бы, не связанными между собой дисциплинами. Его привлекало именно осмысление мира. Диссертацию на степень кандидата философских наук он посвятил философским аспектам математики.
С самого начала в нем проявился яркий дар педагога, преподавателя, Учителя. Он всегда умел просто и внятно объяснять очень сложные понятия и теории, зажечь исканием истины. Создал и несколько лет вел кружок математики в Московском Дворце пионеров, преподавал математику в нескольких вузах, дольше и успешнее всего — в МИИТе, а впоследствии был преподавателем Российского Православного университета (философия, философия права, всеобщая история) и уже в достаточно преклонном возрасте регулярно ездил из Москвы читать лекции на факультет теологии в Ярославском педагогическом университете.

Жизнь в Церкви и для Церкви

На стройках века
В 1983 году Церкви был возвращен находившийся
в руинах московский Данилов монастырь,
и В. Н. Тростников стал работать там — сперва разнорабочим, затем каменщиком, а потом
зав. отделом кадров и прорабом.

Осенью 1986 года сгорел Покровскоий академический храм в Троице-Сергиевой Лавре, и Виктор Тростников возглавил его восстановление в качестве прораба.

На фото:
(1) В бытовке Данилова монастыря. 1986 г.
(2) Восстановление Покровского академического храма.

Приближалось 1000-летие Крещения Руси, а с ним — религиозное возрождение, которое тогда остро ощущалось. Становилось «можно верить», становились возможными и другие прежде немыслимые вещи — например, организованный Виктором Тростниковым
/в конце 80-х годов цикл вечеров, посвященных Российским монархам начиная с Павла I
до Николая II. Продолжением цикла стал вечер памяти еще не прославленной тогда во святых Великой Княгини Елисаветы Феодоровны, канонизации которой Виктор Николаевич многообразно содействовал.
В декабрьском номере журнала «Новый мир» за 1989 год появляется сенсационная статья Тростникова, послужившая для многих поворотным пунктом от атеистического мировоззрения: «Научна ли ‟научная‟ картина мира?» Работы Тростникова по православному богословию, философии, истории и политике печатаются в журналах «Москва», «Молодая гвардия», «Кубань», «Православная беседа», «Литературная учёба». Виктор Тростников становится многолетним членом редколлегии и постоянным автором журнала «Русский Дом», позже — колумнистом «Аргументов и фактов», «Литературной газеты», публикуется в других печатных СМИ. Общее число таких публикаций достигает нескольких сотен. Со второй половины 90-х годов появляются в печати его книги.

Основные направления творческой мысли Виктора Тростникова — научная апологетика
(в этом направлении отечественной мысли он был первопроходцем) и философия истории.