У меня есть концепция, которую я называю «Золотой ключик к Библии» — о том, что Библия это не просто священные Книги, сборник книг, — а единая книга с единой главной темой и развитием сюжета. Это книга о Боге как любви, о любви Бога к человеку, к человечеству, к Избранному народу,
к Церкви. Этот ключ я применяла на беседах с мамами в летнем лагере для семей с «особыми» детьми, с женщинами, у большинства из которых было это шаблонное убеждение в «жестокости Ветхого Завета». И мы пунктиром, а в действительности держась за эту золотую сюжетную нить, проходили сквозь Библию, от первых слов Книги Бытия
«В начале сотворил Бог небо и землю» — Он сотворяет ее любовью, — и до финального звенящего призыва Апокалипсиса: «Ей, гряди, Господи Иисусе!».
И весь этот карточный домик («злой Бог Ветхого Завета» и добрый Христос Нового) рушился.
Да, в Библии есть эпизоды суровые и страшные, есть прямой трагизм бытия, и любовь Бога
к человеку, к Церкви, их любовный союз, воспетый Песнью Песней, предстает преданной, поруганной и оскверненной у пророков Исаии (в том числе в Песни о винограднике), Иеремии и особенно страшно в обнаженности этого предательства и разврата отпавшей от Бога души — у Иезекииля.
И еще: ни Ветхий, ни Новый Завет — это не мифы о богах и полубогах, это потрясающей реалистичности повествование о том, что есть человек, и о живых реальных людях, в которых
«Бог с дьяволом борются», по известному выражению Достоевского.
Это реальное человечество и реальные наши праведники, реальные люди, которые показаны неприглаженными. «Евангелием Ветхого завета» иногда называют Псалтирь царя Давида, всё наше богослужение вырастает из этих псалмов, пронизано ими, мы молимся его словами, живем излияниями его души. А с другой стороны — чудовищная история с Урией и Вирсавией, обнажённый грех, предательство, убийство. И — покаянный 50-й псалом. И это едино. И в родословие Господа нашего Иисуса Христа включено напоминание о грехе Давида: «от бывшей за Уриею». И туда же входит Раав блудница. Не напрасно же это!